— Я полностью против создания таких курсов. Опыт их реализации в США и Европе показывает их неэффективность. Обычно это сводится к освоению бюджетных средств и имитации активной работы, в то время как реальные проблемы остаются нерешенными. Родителей и детей пугают необходимостью посещать занятия с непонятными специалистами. Однако борьба с буллингом требует совершенно другого подхода.
Следует понимать, что буллинг или подростковая агрессия — это не только насилие в школе. Эти явления распространены повсеместно и будут существовать всегда. Если в школе, прежде всего среди педагогов и руководства, наблюдается низкий уровень благородства и сомнительная морально-нравственная позиция, то невозможно заставить детей вести себя достойно. Часто учебные заведения пренебрегают родителями и учениками, в них отсутствуют мероприятия, объединяющие детей, и нет моральных идеалов. Ожидать, что какие-то курсы для хулиганов смогут решить проблему, наивно, — отметила Машкова-Благих.
В интервью сетевому изданию «Санкт-Петербург Инфоньюс» общественный деятель подчеркнула, что в советские времена проблемы травли в школах решались совершенно иначе.
— Если говорить про хулиганов, которые занимаются систематическими унижениями, то в Советском Союзе эта история решалась просто. Подобных товарищей выводили в спецшколы открытого типа, в стенах которой с ними работали и правоохранительные органы, и социальные педагоги, и психологи совсем другого уровня. И тогда это прекрасно работало. То есть если вы понимаете, что хулиган терроризирует детей — выводите его из коллектива в общество себе подобных и уже там проводите серьезную работу. Никакого толка от курсов и профилактических бесед не будет, — уверена Машкова-Благих.